YIII. Закрепление изученного

1. Коллективно-индивидуальная работа, упр. 361, стр. 48. Вариант I — (много) страны, (шесть) Пети;

Вариант II — (много) земли, (шесть) Сережи; Вариант III — (много) травы, (шесть) Алеши.

2. Работа в парах «Дружная пара». Упр. 362, стр.48—49.

Паре, которая выполнила задание, присваивается звание «Дружная пара».

Домашнее задание

Упр. 359, стр. 47. Подготовиться к словарному диктанту.

Итог урока

Урок 131

Тема урока: Закрепление изученного по теме: «Множественное число имен существительных 1-го склонения».

Цели урока: Развивать умение распознавать падежи множественного числа имен существительных 1-го склонения.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Словарный диктант "

Учитель подбирает заранее слова для диктанта из словарика.

III. Чистописание

— Сегодня мы составим цепочки букв из окончаний существительных 1-го склонения множественного числа тех падежей, где формы сов­падают.

— Назовите, в каких падежах формы существительных совпадают? (В родительном падеже —нулевое окончание, в дательном — окончание -ам} в творительном -ами, в предложном -ах).

— Составьте закономерности из данных цепочек. Цепочки букв записываются на доске, затем в тетрадях.

IV. Письмо по памяти

Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон...

Л. С. Пушкин.

— Кто автор строчек? Из какого произведения эти строчки?

— Запишите по памяти. Обозначьте падежи существительных 1-го склонения. Выделите окончания.

Текст на доске прикрывается, затем организуется взаимопроверка. Дети сравнивают работу с записью на доске. Оценивают работу товарища.

V. Работа над темой

1. Игра «Эстафета». Участвуют команды по 6 человек.

— Запишите в соответствующем падеже. Выделите окончания.

яблони —■ (т.п.) ...лужи — (д.п.) ... задачи — (р.п.) ... кучи — (р.п.) ...

лошадки — (п.п.) ... страны — (в.п.) ...

рощи — (рм.) ... шутки — (т.п.) ...

собаки — (д.п.) ... передачи (р. п.) ...

травы — (в.п.) ... машины (п.п.) ...

VI. Физкультминутка

VII. Проверочная работа

Списывание с заданием. Упр. 364, стр. 49—50.

Домашнее задание

Упр. 363, стр. 49.

Итог урока

Урок 132

Тема урока: 2-е склонение имен существительных. Склонение имен су­ществительных мужского рода с нулевым окончанием.

Цели урока: Познакомить с твердым и мягким склонением имен су­ществительных мужского рода с нулевым окончанием.


Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

— Отгадайте загадки:



Горбатый мост на четырех ногах стоит. (Верблюд) Бьют Ярмилку по затылку, Он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь) Отгадки записываются на доске.

— Если вы скажете, что общего в этих словах, то сможете назвать тему нашего урока. (Это существительные 2-го склонения в единственном числе. Существительные имеют нулевое окончание.)

— Назовите тему урока.

И. Индивидуальная работа (2 человека)

Просклонять существительные «верблюд», «гвоздь».

III. Чистописание

— Догадайтесь, какую букву мы будем писать. В корнях слов буква обозначает согласные звуки, которые отличаются по твердости, мяг­кости. (Буква «в»).

— Запишите, продолжив закономерность.

3$£ 33 Ш

— Когда так говорят?

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

— Запишите пословицу. Выделите окончания существительных 2-го склонения. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

IV. Словарно-орфографическая работа

Откройте словари для справок на странице 125. Из слов на букву «С» выделите лова 2-го склонения. Правописание каких слов вам не знакомо? (Сарафан, сахар, седло, сувенир.)

— Объясните значение слов. Составьте предложение с одним из слов. Запишите слова в словарик.

V. Работа над темой

1. Проверка индивидуальной работы.

— Сравните окончания существительных. От чего зависит разница в правописании окончаний?

2. Упр. 365 (устно).

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

1. Упр. 367, стр. 52. Вариант I —матрос, дождь; вариант II — канат, корабль.

2) Упр. 366, стр. 51.

Домашнее задание

Упр. 368, стр. 52.

Урок 133

Тема урока: Именительный, родительный и винительный падежи су­ществительных второго-склонения.

Цели урока: Развивать умение распознавать формы существительных 2-го склонения в именительном, родительном и винительном падежах.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

— Отгадайте загадку.

Легкий, а не пух; Мягкий, а не мех; Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок)



— Назовите существительные 2-го склонения. (Пух, мех, снег, хлопок.) Слова учитель записывает на доске.

— Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописа­ния? Эта буква встречается в трех словах. (Буква «х»).

— Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.

— Запишите, продолжив закономерность.

"уо '"К"1 '"уп -""У"1 '-усу-»

— Когда так говорят? Запишите пословицу.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

III. Словарно-орфографическая работа

— Найдите в словаре для справок слова на букву X, правописание кото­рых вы не знаете. (Хороший, художественный.)

— Что общего в словах? (Это прилагательные в единственном числе мужского рода.)

— Составьте словосочетания с данными словами. Запишите слова в словарик.

IV. Работа над темой

1. Проверка домашнего задания.

— Как отличить именительный падеж от винительного? Далее читается вывод из учебника на странице 52.

2. Запись под диктовку.

Сторож принес в избушку маленького щенка. —• Определите падежи существительных второго склонения. Выделите окончания. Выпишите словосочетание с существительным «щенка». На доске и в тетрадях:

принес (кого?) щенка

— В каком падеже употреблено существительное? (В винительном па- деже.)

— Докажите. (Если заменить существительное 2-го склонения на сущес­твительное 1-го склонения, мы сможем себя проверить.)

Далее дети заменяют существительное 2-го склонения на 1-ое и делают вывод.

3. Упр. 369, стр. 53.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного

Упр. 370, стр. 54.

VII. Самостоятельная работа

Упр. 372, стр. 54.

Домашнее задание

Упр. 371, стр. 54.

Итог урока

Урок 134

Тема урока: Творительный и предложный падежи существительных 2-го склонения.

Цели урока: Развивать умение распознавать падежи существительных второго склонения.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Индивидуальная работа

Просклоняйте существительные «стол», «дуб», «конь», «олень». (2 чело­века). Поставьте знак ударения.

III. Чистописание

Корабль, стол, карась, голубь, друг.

— Что общего в словах? На какие две группы можно поделить слова?

— Сегодня мы напишем цепочки букв, которые составили мягкие сог­ласные. Запишите, продолжив закономерность.

ла/ а£и

Отгадайте загадку. Спишите. Запишите отгадку. Скатерть бела весь свет одела.

— Определите падежи существительных второго склонения. Выделите окончания. Докажите, что падеж винительный.

IV. Словарно-орфографическая работа

Расшифруйте слова (лазер, легенда, литература). ЛРЕЗА, АДНЕГЕЛ, РАТУРАЛИТЕ

— Объясните значения слов. Какое слово лишнее? Составьте предло­жение с одним из слов. Запишите слова в словарик.

V. Работа над темой

1. Проверка индивидуальной работы.

Проверка осуществляется по учебнику (упр. 373, стр. 55). Дети сравнивают ударные и безударные окончания. Делают вывод: ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

2. Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 374, стр. 56.

3. Самостоятельная работа. Упр. 375, стр. 56.

Вариант I — 1—2-е предложения; вариант II — 3—4-е предложения.

■ I ■

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного

1. Самостоятельное выполнение упражнения 376 с последующей про­веркой.

2. Самостоятельная работа. Упр. 380, стр. 57.

Вариант 1—1—3 предложения; вариант II — 4—6 предложения. Упр. 379, стр. 57.

Домашнее задание

Упр. 377, стр. 56; упр. 378, стр. 57.

Итог урока

Урок 135

Тема урока: Закрепление изученного по теме: «Склонение имен сущес­твительных мужского рода с нулевым окончанием»

Цели урока: Закрепить умение распознавать падежи имен существи­тельных. Развивать речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Диктант

Смотрит на котенка, вяжет шарфик, рисует щенка, ви­дит жука, кормит голубя, разводит огонь, положил в порт­фель, поздравил деда, пригласил друга, встретил соседа.

— Обозначьте падежи существительных. Выделите окончания.

— С какими формами сходны формы винительного падежа одушев­ленных существительных 2-го склонения?

Ш.Работа над темой

Работа в парах. «Дружная пара». Упр. 381, стр. 58.

IV. Физкультминутка

V. Коллективно-индивидуальная работа

Упр. 382, стр. 58.

VI. Самостоятельная работа

Упр. 383.

VII. Игра «Запиши слова»

Участвуют 3 команды по 6 человек. Каждая команда выбирает тему. Предлагается написать по пять существительных 1-го и 2-го склоне­ния на тему: «Школа», «Огород», «Лес».

Домашнее задание

Упр. 384, стр. 59.

Итог урока

Урок 136

Тема урока: 2-е склонение имен существительных мужского рода на -й. Цели урока: Познакомить с окончаниями существительных мужского рода на-й.


Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Индивидуальная работа

Просклонять существительные «чай», «конь».

III. Чистописание

Воробей, трамвай, иней.

— Что можете сказать о словах? Догадайтесь, какую букву мы будем писать. Она обозначает согласный мягкий звук в каждом из этих слов. (Буква «й»).

— Эту букву мы напишем с гласными буквами этих слов. Назовите бук- вы.(0, е, а.)

— Запишите, продолжив закономерность.

ойейаЛ ейайой- Когда так говорят?

Не зная броду, не суйся в воду.

— Запишите пословицу. Обозначьте падежи существительных, выде­лите окончания.

IV. Словарно-орфографическая работа

— Расшифруйте слова (обучение, огорчение).

О Б У

ЧЕНИЕ

Р

О

Г

О

— Объясните смысл слов. Что общего в словах? Составьте предложе­ния со словами. Запишите слова в словарик.

VI. Работа над темой

1. Проверка индивидуальной работы.

Проверка осуществляется по учебнику (упр. 386, стр. 60,). Учащиеся отвечают на вопросы.

2. Работа по группам.

Один из учеников каждого варианта работает у доски. Вариант I — упр. 387, стр. 61; вариант II — упр. 388, стр. 61.

VII. Физкультминутка

VIII. Самостоятельная работа

Упр. 391, стр. 62; упр. 392, стр. 62.

Домашнее задание

Упр. 389, стр.61; упр. 390, стр. 62.


Урок 137

Тема урока: Обучающее изложение.

Цели урока: Развивать умение последовательно описывать события, употребляя существительные в нужном падеже.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Знакомство с содержанием текста (текст читает учитель)

Пир на весь мир

Стоит на лесной опушке береза. Дятел продолбил в коре березы дырочку. Он напился сока и улетел. Побежал блестя­щий ручеек по дереву. Чистые капли сока упали на землю.

Прилетели синицы и зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились у березы бабочки. На запах сладкого уго­щения прилетели мошки и комары. Танцуют, пляшут они вокруг ручейка.

Я посмотрел на землю. На лесной пир собрались рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая береза.

III. Беседа по содержанию

— Куда прилетел дятел?

— Что он сделал?

— Кто прилетел в гости к березе?

— Почему рассказ назван «Пир на весь мир»?

TV. Составление плана

Примерный план.

1. Дятел и береза.

2. В гости к березе.

3. Спасибо за угощение.

V. Лексико-стилистический и орфографический анализ текста

Обратите внимание детей на то, как автор назы вает березовый сок (жи­вительная влага, сладкое угощение).

При орфографическом анализе обращается внимание на слова: сини­цы, живительная влага, комары, вокруг.

VI. Пересказ по частям

VII. Запись текста

VIII. Самопроверка

Домашнее задание Упр. 385, стр. 59—60.

Итог урока

Урок 138

Тема урока: Работа над ошибками.

Цели урока: Развивать речь, умение работать над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Сообщение общих результатов работы

III. Анализ изложения и работа над ошибками

Учитель предлагает 2—3 учащимся прочитать свои работы. Дети оцени­вают качество выполнения работы согласно плану, написанному на доске.

1) правильность передачи содержания текста;

2) последовательность изложения;

3) правильность построения предложений;

4) точность употребления слов;

5) правильность написания слов.

Далее проводится коллективно-индивидуальная работа над каждой группой ошибок.

Для детей, выполнивших работу без ошибок, можно предложить сле­дующую работу.

— Спишите. Укажите падежи существительных.

Ремонт квартир..., подбежал к трамва..., двигались по площадк..., говорили о поход..., урожай сяблон..., светились в темнот..., обратился к врач..., причалил к берег.... Запишите 2—3 предложения с любыми из словосочетаний.

Домашнее задание

Упр. 393, стр. 62—63 (письменно).

Итог урока

Урок 139

Тема урока: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

Цели урока: Познакомить с правописанием О и Е в окончаниях сущес­твительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц].

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Чистописание

Плащ, мяч, карандаш, нож.

— Что общего в словах? Варианты ответов.

Это существительные мужского рода 2-го склонения единственного числа.

Все слова заканчиваются шипящими согласными звуками.

— Сегодня на минутке чистописания мы напишем цепочку из шипя­щих. С ними мы напишем еще одну букву, которая обозначает сог­ласный звонкий твердый звук. Назовите букву. (Буква «ц»).

— Запишите, продолжив закономерность. жш/гщ> fy шлищг ж> ъищ>

— Когда так говорят? Запишите пословицу.

Цыплят по осени считают.


yuridicheskie-lica-kak-subekti-avtorskogo-prava.html
yuridicheskie-lica-ponyatie-priznaki-organizacionno-pravovie-formi.html
    PR.RU™