Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков

Русский язык Болгарский язык Польский язык Чешский язык
вода вода woda voda
поле поле pole pole
море море morze more
ухо ухо ucho ucho
нога нога noga noha
сто сто sto sto
голова глава glowa hlava
корова крава krowa krava

3. Выписать из Толкового словаря русского языка все значе­ния слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лин­гвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?

4. Перечислить известные вам словари русского языка. Объ­яснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:

а) лексическое значение слова;

б) как правильно произносится слово;

в) информацию о происхождении слова;

г) как оно было образовано;

д) какие слова с близким значением можно подобрать к ин­тересующему вас слову;

е) какие слова с противоположным значением можно по­добрать к интересующему вас слову;

ж) как правильно пишется слово.

Примечание

1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать сле­дующие словари:

1) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).

2) Лапатухин М. С, Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школь­ный толковый словарь русского языка. М., 1981.

з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лин­гвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.

2. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебни­ка (с. 31—32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ.

Цели:

ž повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка;

ž навыки рассуждения, аргументирования отве­та;

ž отработать навыки выделения главного в содержании текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Опрос учащихся.

II. Работа по теме урока.

Слово учителя.

- Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразео­логии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода че­ловеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».

- Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.



2. Работас учебником.

(Учащиеся читают определения, обращая внимание на про­исхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)

— В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)

— В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отли­чие от других разделов науки о языке? (Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)

Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убе­дились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или са­мой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринима­ем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учеб­ника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает цент­ральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?

(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отраже­новсе многообразие окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния)...» (с. 10).)

- Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово. (Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)



— Какими еще признаками должно обладать слово?

(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово облада­ет лексическим значением, словообразовательным значением.)

— Что позволяет слову сочетаться с другими словами в сло­восочетаниях и предложениях? (То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)

— Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки.)

— Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.

(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:

1) значение — лексическое, грамматическое, словообразова­тельное, эмоциональное (или коннотативное);

2) звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);

3) воспроизводимость.

Все эти признаки характерны для слов любого языка.


yunost-roman-19271933-opubl-polya-1952.html
yupiter-i-merkurij-ili-vpechatlenie-i-virazhenie.html
    PR.RU™