Язык племени, народности и нации.

Племенные языки и образование родственных языков.

Малочисленные по числу носителей языки были присущи родоплеменному строю. Каждое племя, объединяющее несколько родов, отличалось особым, свойственным лишь этому племени, языком. В результате действия различных факторов те или иные племена со временем распадались на несколько самостоятельных родственных племен. Их расселение, разобщение в пространстве привело к образованию различий в общем некогда языке, к формированию племенных диалектов. В дальнейшем при объединении нескольких племен в племенной союз их языки или диалекты развивали общие черты в условиях тесного объединения внутри племенного союза. Как правило, в племенной союз объединялись родственные племена, поэтому язык племенного союза сохранял и свою генетическую общность.

Образование языков народностей. На основе племен и племенных союзов складываются новые социальные объединения людей - народности. Народность как социально-историческая общность людей предполагает общность территории, культуры и языка. Процесс образования народностей и их языков в различных регионах планеты происходит неравномерно. Так, полагают, что египетская, греческая и латинская народности сложились уже в рабовладельческую эпоху. Каждая из этих народностей имела свой развитый литературный язык.

Письменная форма языка вырабатывается не у всех народностей. Иногда функции письменного языка в течение определенного времени выполняет чужой язык. В средневековой Европе таким языком был латинский, на Ближнем Востоке в эпоху средневековья - арабский язык. В средневековой Монголии существовало несколько письменных языков. Языком деловой переписки служил маньчжурский, а языком религии и культовой литературы выступал тибетский язык.

Феодализм уничтожил племенное объединение людей и племенное дробление языков. Он породил тенденцию к разделению людей и дроблению языков на основе территориальных, экономических и политических связей. На смену племенным диалектам постепенно выдвигаются диалекты областные, представляющие собой территориальные разновидности общего языка одной и той же народности. В феодальном обществе диалект выступает прежде всего территориальной единицей, так как на определенном диалекте говорит все население данной территории - и крестьяне, и феодалы.

Образование национальных литературных языков. Национальный языкопределяют как высшую форму литературного языка, формирующуюся в эпоху сложения самой нации. Литературный язык буквально означает письменный язык (от лат. littera - буква), поэтому для национальных языков обязательно наличие письменной формы. Однако наличие письменной формы языка не обязательно означает, что такой язык является национальным, поскольку для этого должна сформироваться сама нация. В Европе формирование наций происходит в эпоху капитализма.



Выделяют три основных пути образования национальных литературных языков: развитие уже готового материала, концентрация диалектов, скрещивание языков и диалектов. Удельный вес каждого пути в разных языках различен, и вместе с тем нет такого языка, где был бы отмечен лишь один из путей.

Образование национального французского литературного языка может служить примером первого пути - развития уже готового материала.

Примером второго пути образования национального литературного языка - концентрация диалектов - служит русский литературный язык.

Примером третьего пути образования национальных языков - из скрещивания языков и диалектов - может служить английский язык.

Таким образом, в развитии языков прослеживается историческая закономерность: на смену племенным языкам и диалектам приходят языки и диалекты народностей, часто имеющие письменную форму, а затем - национальные языки, обязательно приобретающие литературную форму. В этой закономерности проявляется зависимость судьбы языка от исторических судеб народа, которому язык принадлежит. Закономерное движение от языков племенных к языкам и диалектам народностей и затем к национальным языкам зависит, конечно, от развития общества, народа, государства. Однако изменение отдельных сторон языка далеко не всегда можно объяснить общественным развитием. Так возникает проблема взаимодействия внешних и внутренних причин и факторов в языковом развитии.



10. Структура национального языка. Разнообразие путей образования национальных языков.

Национальный язык - социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. Национальный язык используется во всех сферах речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии. Он включает в свой состав диалекты, жаргоны, т.е. национальный язык неоднороден: в его составе функционируют особые разновидности языка.

Образование национальных языков происходило3 путями: 1) путем развития уже готового материала;

2) путем концентрации диалектов; 3) путем скрещивания диалектов и языков.

Русский язык прошел длительный путь исторического развития. Выделяют три периода развития русского языка: Ранний период (VI-VII – XIV века: начинается после выделения восточных славян из общеславянского единства и формирования языка восточных славян (древнерусского языка) – предшественника русского, украинского и белорусского языков. Этот период характеризуется наличием в языке старославянизмов, церковно-славянской лексики, тюркских заимствований), Средний период (XIV-XV – XVII века: начинается с распада языка восточных славян и выделения собственно русского языка (языка великорусской народности) . Ко второй половине XVII века складывается русская нация и оформляется русский национальный язык, опирающийся на традиции говора Москвы), Поздний период (XVII-XVIII – конец XX – начало XXI века: период развития русского национального языка, оформления и совершенствования русского литературного языка). В XVIII векепроисходит обновление, обогащение русского языка за счет западноевропейских языков; общество начинает осознавать, что русский национальный язык способен стать языком науки, искусства, образования. Особую роль в создании литературного языка сыграл М.В. Ломоносов, написавший «Российскую грамматику» и разработавший теорию о трех стилях (высоком, среднем, низком).В XIX веке на всем протяжении столетия ведутся споры о том, что считать основой грамматики русского литературного языка, какую роль должен играть церковно-славянский язык в развитии его стилей, как относиться к простонародному языку и просторечию? Решающее влияние на выработку норм русского литературного языка оказало творчество А.С. Пушкина, который в отношении к языку руководствовался принципом соразмерности и сообразности: любое слово допустимо в поэзии, если оно точно, образно выражает понятие, передает смысл.В целом, в процессе синтеза различных элементов (народно-разговорных, церковно-славянских, иноязычных заимствований, элементов делового языка) вырабатываются нормы русского литературного языка. Считается, что в общих чертах система русского национального языка сложилась приблизительно в первой половине XIX века.


yazikovoe-rodstvo-russkogo-bolgarskogo-polskogo-i-cheshskogo-yazikov.html
yazikovoj-harakter-i-kollektivnij-subekt.html
    PR.RU™