Язык как инструмент интеллекта

Развитие информационных систем и компьютерных технологий расширили горизонты интеллектуальных возможностей человека. Целью расширения таких возможностей является моделирование функций человеческого интеллекта и, в конечном счёте, автоматизации ряда процессов интеллектуальной деятельности. Что же это такое человеческий интеллект? Согласно энциклопедической информации принято считать, что интеллект – это способность человека реализовать процесс и продукт мыслительной деятельности. В процессе такой деятельности происходит отражение отношения объектов различной природы в виде мыслительных образов. Эти образы составляют субъективный информационный мир личности, а обмен информацией между людьми осуществляется посредством различных языковых систем. Знаковые или символьные языковые системы позволяют каждому индивидууму реализовать мысленную систему образов в виде языковых единиц – слов и их структурных образований – текстов.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что инструментом человеческого интеллекта являются языковые системы.

Функциональные свойства языковых систем

Какую знаковую систему мы можем считать языком?

Впервые определение языка через его функции дал великий математик Леонард Эйлер (1707 – 1763). Он писал: “Язык нужен людям, чтобы они могли следить за своими мыслями и развивать их, а также общаться друг с другом”, [1, с.282]. В связи с этим положением, выдвинутым Л.Эйлером, можно постулировать, что язык как знаковая система проявляется в следующих трёх функциях.

Три основополагающие функции языка, это:

· отслеживание мысли (опорная функция);

· формирование умозаключений (логическая функция);

· средство общения (коммуникационная функция).

Множество человеческих языков как инструментов интеллекта многообразно, это языки музыки, живописи, национальной литературы, языки различных наук, в том числе и математических.

Какую же роль играет каждый язык среди множества языков – инструментов человеческого интеллекта?

Чтобы ответить на этот вопрос, вначале попробуем разобраться в том, как обрабатывает человеческий интеллект поступающую информацию об окружающем его мире. Начальную роль здесь играет взаимодействие опорной и логической языковых функций. Это взаимодействие языковых функций впервые систематически исследовал известный логик конца XIX века Готлоб Фреге (1848 – 1925). Вот его слова: “Нам удаётся управлять нашим вниманием и направлять мысль в желательное для нас русло благодаря знакам. Когда мы воспроизводим знак, то мы тем самым создаём определённую опору нашей мысли, – определённый центр, вокруг которого возникают различные представления. Из этих представлений мы выбираем одно и опять фиксируем его с помощью знака. Так удаётся шаг за шагом проникнуть во внутренний мир наших представлений и двигаться в этом мире в нужном направлении. Чувственно-наглядное (в форме знаков) позволяет нам не потонуть в потоке восприятий и представлений, непрерывно захлёстывающих наше внимание”.



Можно считать, что Фреге открыл «атомарную» структуру мышления в виде дискретных актов, которые формируют циклический процесс организации мыслительных образов из слов в предложения и тексты. Представим этот акт в виде следующей диаграммы, которая отражает процесс мышления как циклическую операцию над образами

Схема 1.1

Поступающая информация
Продукт мышления – знаковая единица языка
Мыслительный образ
Реализация в знаковой системе

Согласно этой диаграмме, реализацию коммуникационной функции в виде текста можно считать итерацией, т.е. последовательной композицией, таких актов.

3. Определение и примеры языковых систем

Три функции языковой системы можно объединить в определение языковых знаковых систем, представленное в виде следующего файла Ф.1

Ф.1 Определение символьного или знакового языка
Знаковая или символьная система, используемая для такой организации структуры мыслительных образов, которая представляет информацию, называется символьным или знаковым языком.

Рассмотрим некоторые примеры языковых систем.

Пример 1

Система дискретных звуковых знаков есть общепринятое понятие человеческого языка, являющегося средством общения.

Пример 2

Система последовательностей двух символов 0 и 1 представляет язык числовых кодов: 110001, 100100100, и т.д.



Пример 3.Система жестов или сигналов, при помощи которых передаётся информация: азбука Морзе, морские сигналы при помощи флажков, жестикуляция, при помощи которой общаются глухонемые люди.

Пример 4.Набор цветных красок, позволяющий создавать любые сочетания цветов и рисовать художественные картины.

Пример 5. Система знаков представляющих музыкальные звуки называется нотами и формирует язык музыки.

Ф.2 Нотные знаки гаммы целых звуков одной октавы

Пример 6.Система направленных отрезков формирует язык векторов в геометрии и физике.

Пример 7.Десятичная системазнаков формирует язык действительных чисел.

Пример 8.Система дорожных знаков не является языком. В этой знаковой системе присутствует опорная функция, но отсутствует логическая функция, которая позволяет строить умозаключения.

Основные языковые понятия

Языковой способ коммуникации, то есть передачи информации, основан на композиции знаковых единиц – потоке слов, организованных в предложения – тексты. Приведём те языковые понятия, при помощи которых формируется понятие текста любого языка в виде следующих файлов.

Ф.3 Определение формального слова
Языковую знаковую или символьную единицу, представляющую мыслительный образ, назовём формальным словом

Ф.4 Определение формального предложения
Упорядоченное множество формальных слов, несущее в себе информацию законченного характера, назовём формальным предложением.

Ф.5 Определение формального текста
Последовательность формальных предложений, синтезирующая информационный поток, назовём формальным текстом.

Тексты, организованные в самостоятельные блоки, как это сделано выше, назовём файлами.

Ф.6 Определение файла
Текст

Файлы несут свой мыслительный образ, и поэтому их можно использовать для организации более сложных, нелинейных текстовых структур: каталогов, диаграмм, блок-схем и т.д., например, Схема 1, приведённая выше. Ещё пример – формирование понятия символьного языка в виде следующей блок-схемы:

Ф. 1
Ф. 4
Ф. 3
Ф. 5


yazikovaya-i-lingvisticheskaya-yazikovedcheskaya-kompetencii.html
yazikovaya-lichnost-vtorichnaya-yazikovaya-lichnost.html
    PR.RU™