Являются ли они территориальными духами?

Должны ли мы называть эти духовные силы «терри­ториальными духами», как их повсеместно называ­ют в последнее время? Конечно же, географическая территориальность упоминается в Писании при опи­сании их влияния. Бог хананеев, Ваал, который по­стоянно был бичом Израиля из-за поклонения ему израильтян, имел несколько имен соответственно местностям: Ваал-Фегор, Ваал-Гад, Ваал — Ермон и другие.«Этимология слова пред­полагает, что Ваал считался собственником опреде­ленной местности. Люди верили, что эти местные Ва­алы управляют плодородием земель, скота и людей. Поэтому было очень важно заручиться их благо­склонностью»5.

Этого добивались с помощью ритуальной прости­туции, приношения в жертву детей и других отвра­тительных действий (Суд. 2:17, Иер. 7:9, 19:5).

Господь постоянно предупреждал израильтян че­рез Своих пророков о необходимости прекратить по­клонение чужим богам, подобным этим, если они хо­тят остаться на своей земле; в противном случае Бог приведет племена «на землю сию и на все окрестные народы... И вся земля эта будет пустынею» (Иер. 25:9-11). Когда Божья кара пала на них, было это «потому, что осквернили землю Мою, трупами гнус­ных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое» (Иер. 16:18). Другие народы, виновные в по­клонении ложным богам на их территории, также попали под проклятие. Пророк Софония упоминает, что страшен будет Бог для моавитян и сынов Аммо- на, когда Он истребит всех богов земли (Соф. 2:11). Филистимским жрецам было сказано, что если они возвратят ковчег Завета в Израиль, то Господь, «мо­жет быть, облегчит руку Свою над вами и над богами вашими, и над землею вашею»(1 Цар. 6:5). Пророки Яхве видели связь между «богами» и землями, связь, которая продолжалась или усиливалась в ре­зультате поклонения людей.

В Новом Завете географическая территориаль­ность только подразумевается. Множество бесов в одержимом из страны Гадаринской просили Иисуса, «чтобы не повелел им идти в бездну», возможно, по­тому что они были выделены для этой земли (Лк. 8:26-39). В Деян. 19:35 ефесский блюститель поряд­ка попытался успокоить беснующуюся толпу, ут­верждая, что «город Ефес есть служитель великой богини Артемиды». Тот факт, что толпа кричала в один голос: «Велика Артемида Ефесская!» — может указывать на коллективную одержимость «террито­риальным духом», хотя само Писание не делает та­ких выводов.

Другие города упоминаются в Библии как имею­щие связь с сатаной или дьявольскими богами. Пер- гам, город одной из семи церквей Откровения, был местом, где находился «престол сатаны», «где живет сатана» (Откр. 2:13). Это был известный центр древ­него мира для поклонения духу Рима. Заявляя о сво­ей верности римскому императору, граждане воску­ряли фимиам у подножия его статуи. В некоторых местностях поклонялись также Дионисию, богу пло­дородия, и Асклепию, богу исцеления.



Со змеями и взращиванием рептилий были связа­ны культы обоих богов. На старинной монете Пергама был изображен император Каракалла, стоящий перед огромным змеем, обвивающим дерево, с рукой, поднятой в приветствии, какое позже использовали нацисты.

Духовная территориальность, возможно, имеет ур­банистическую форму, но не такую четкую, о которой говорит движение духовной борьбы. Для меня, кажет­ся, довольно проблематичным идентифицировать ду­хов городов, скажем, как это сделал один американ­ский евангелист, назвав «жадность» — духом Нью-Йорка, «власть» — Вашингтона, «порнографию» — Лос-Анджелеса. В конце концов, не являются ли они грехами людей, живущих в этих городах? И нельзя ли применить «жадность» и к Лос-Анджелесу, а не толь­ко к Нью-Йорку? Или порнографию — к Вашингтону, точно так же, как и к Лос-Анджелесу? Большей час­тью распознавание «территориальных духов» выгля­дит упрощенным и наивным.

Существует ли у них иерархия? Я считаю, мы должны быть осторожными, делая необоснованные предположения относительно того, каким образом организованы начальства и власти. Одно из наиболее часто встречающихся предположений заключается в том, что они составляют иерархическую структуру в виде пирамиды, на вершине которой находится сата­на, затем следуют духи различных градаций в поряд­ке понижения до «духов земного уровня» — тех, ко­торые вселяются в людей. Идея возможной иерархии возникает от попыток расшифровать то, что апостол Павел понимал под начальствами и властями. Берк­хоф указывает, что апостол был под впечатлением еврейских апокалиптических писаний, которые раз­деляли ангелов на высокий и низкий уровни, влияв­шие на события на земле. Он также указывает, что в ближневосточных религиях во времена Павла также существовала вера в иерархию бесов, находившихся на различных уровнях между Богом и миром. Но он не решается идентифицировать определенную ие­рархическую структуру, описанную Павлом, так как их функции и названия использованных им терми­нов («начальства», «силы», «престолы», «власти») нигде больше не объясняются: «У нас сложилось впе­чатление, что Павел, используя ряд выражений, хо­тел указать на количество и разнообразие сил»6. Ф.Ф. Брюс согласен с этим. Комментируя Кол. 1:16, он говорит: «Они, вероятно, представляют высшие сферы среди ангелов, но разнообразие вариантов комбинаций имен и титулов в Новом Завете предо­стерегает нас от попытки реконструировать их фик­сированную иерархию»7.



Уолтер Винк показал, что термины, которые ис­пользовал Павел для описания властей, были те же, что применялись для описания человеческой власти в Новом Завете8. Так как человеческая власть, как правило, организована по принципу иерархии, воз­можно, поэтому Павел представлял себе таким же и духовный мир. Но мы не можем категорически ут­верждать, что это действительно так. Есть ли какие-нибудь другие модели, которые могут дать нам луч­шее понимание их организации? Если принять во внимание анархичный эгоцентризм и крайнюю сте­пень порочности этих падших духов, то не могут ли они действовать, как группы неуправляемых парти­зан или уличные банды, терроризируя, разрушая и перемещаясь в следующее место, где представляется возможность к разрушению? В таком случае им необ­ходимо постоянно разворачиваться и сворачиваться, чтобы использовать развивающиеся ситуации.

И как террористы или хулиганы обращаются в бегство при появлении солдат или полиции, так и эти перемещающиеся банды дьявольских духовных сил обращаются в бегство, когда в ответ на молитвы Сво­его народа в дело вмешивается Бог. Не лучше ли под­ходит такая характеристика для описания сатаны, данная апостолом Павлом: «дьявол ходит, как рыка­ющий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5:8-9)?

Хотя мы должны быть осторожны и осмотритель­ны, строя теологические выкладки о духовном мире на основе языческой системы верований, возмож­ность наличия иерархии у духов может быть поддер­живаема представлениями анимистических народов. Анимисты, как правило, верят в иерархию, возглав­ляемую наивысшим богом, который далек и неизвес­тен, в пантеон менее значимых божеств, высших ду­хов, имеющих большую силу в определенных делах. Далее идут менее значимые и более близкие духи их предков и, наконец, просто злые духи. Бирманцы ве­рят в «натов» — сверхъестественных существ, орга­низованных по иерархическому принципу, управля­ющих природными явлениями, деревнями, региона­ми и народами. Культ духов-хранителей на северо-востоке Таиланда признает существование деревен­ских и региональных духов, при этом деревенские подчиняются региональным. В Индии индусские «богини» считаются «хранительницами» деревень и регионов. Они часто связываются с болезнью, неожи­данной смертью и катастрофой. Кали, богиня разру­шения, является региональным божеством, широко признаваемым в Западной Бенгалии.

Один миссионер в Таиланде считает, что он опо­знал национальные начальства, управляющие всей страной. Это дух, известный как Пхра Сайам Девадхирай, что значит «наибольший из ангелов-храните­лей Сиама». Существует верование, что это божество охраняет Таиланд от посягательств со стороны за­хватчиков. Король и королева возглавляют церемо­нию почитания, и весь народ присоединяется к ним в поклонении этому духу, чье изображение находится на троне в королевском дворце.

Генрих Шлиер утверждает, что у ап.Павла не было личной заинтересованности в рассуждении об органи­зации и действии духовных сил. (Возможно, это пре­достережение относится и к нам). Он обнаружил, что названия, данные Павлом этим силам, то есть «на­чальства», «духи», «бесы», «боги» и «князья», «в значительной степени взаимозаменяемы» и могут ис­пользоваться одно вместо другого. Шлиер обнаружил лишь одно различие, на котором акцентируется внимание, что и бесы, и духи, и начальства подчиня­ются сатане и заявляют о его власти: «Все эти много­численные силы проистекают от одной основополага­ющей силы, имя которой — сатана; их можно считать порождением и влиянием этой силы»9.

Возможно, он прав. Возможно, нам стоит считать сатану и бесов более близкими и взаимозависимыми. Вероятней всего, если учесть их свободу от ограниче­ний в пространстве и времени, они могут быть мно­жеством и в то же самое время единством. Иначе, как бы могли шесть тысяч бесов (число воинов римского легиона) вселиться в Гадаринского бесноватого и го­ворить одним голосом: «легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9).

Мы можем сделать вывод, что сатана действует, чтобы удерживать власть над многочисленной орга­низацией духов. Но действуют ли сатана и его под­ручные по принципу сети, иерархии или более сво­бодных форм, мы не можем вывести это из Писания. Конечно, они являются «территориальными», но я бы предпочел использовать термин «контролирую­щие», так как их целью является достижение контроля, и они стремятся добиваться контроля в первую очередь не над территориями, а над людьми и всем, что к ним относится (политика, культура, ре­лигия и др.) Другими словами, для них важна не не­движимость, а те, кто владеют ею и живут в ней. И сообща, и порознь они участвуют в результативных планах того, кого Иисус охарактеризовал как отца лжи и человекоубийцу (Ин. 8:44). И даже по одной этой причине мы должны лучше разобраться в том, каким образом они обретают контроль над отдельны­ми людьми и целыми обществами.


yavlyayutsya-tretej-prichinoj-smerti-naseleniya.html
yavorskij-zalozhil-osnovi-ucheniya-ob-intonacii-stavshej-odnoj-iz-centralnih-kategorij-sovremennogo-muzikoznaniya.html
    PR.RU™